Итак, несмотря на ряд возможных трудностей, описанных ранее, Вы всё-таки твёрдо решили купить именно старую машину. Следующий вопрос — на чём же остановить свой выбор. Давать какие-либо рекомендации о необходимости покупки автомобиля конкретной марки и модели сложно — тут уж всё зависит от Ваших финансовых возможностей и личных предпочтений. Так, кому-то по душе придётся классика советского автопрома, других же привлекают «пожилые» автомобили зарубежного производства. Первые подкупают простотой конструкции и доступностью запчастей (если только речь не идёт о редких модификациях, либо же «культовых» моделях, цены на которые порой неоправданно завышены), вторые, как правило, не лишены эстетики и комфорта…
Дабы Вы не питали неоправданных иллюзий, спешу Вам сообщить, что продавцы высоко сохранных машин с минимальными изменениями, либо же восстановленных на профессиональном уровне, прекрасно знают им цену, которая ни в коем случае не будет ущемлять их личные интересы. Вам же, скорее всего, придётся иметь дело с видавшим виды экземпляром, изобилующем очагами коррозии, изношенными оригинальными, либо заменёнными на инородные узлами и агрегатами и прочими следами прожитых лет. В любом случае — отчаиваться и сокрушаться не стоит! Ибо кропотливая работа над машиной формирует, в дальнейшем, бережное к ней отношение. Да и поиск недостающих деталей, а также общение с подобными энтузиастами, «помешанными» на старой технике — тоже, своего рода, лотерея, способная подарить немало радостных и памятных моментов…
В поисках «железного счастья»
Для первого знакомства с потенциальной «любимицей» Вам вовсе не придётся идти в автосалон с до икоты приветливыми менеджерами-консультантами и «шаровым» корпоративным кофе. В этом случае, полезными могут оказаться:
Интернет
Ресурсы о продаже авто, форумы единомышленников, а также общегородские — на последних нередко встречаются темы, посвящённые обсуждению брошенных автомобилей. Даже если Вы не нашли подобной темы — никто не мешает создать её самому;
Газеты бесплатных объявлений
Далеко не все пожилые люди (чей процент среди обладателей «автостарины» превалирует) смогли найти в себе силы на «дружбу» с компьютером. Следовательно, при продаже машины, будут «по старинке» прибегать к подаче объявлений в печатных изданиях;
Ваша наблюдательность
Может запросто оказаться, что Ваша машина ожидает Вас на ближайшей охраняемой или стихийной автостоянке, а то и вовсе в соседнем дворе. Уточните у охраны стоянки, нет ли у них на территории автомобилей, которые давно не выезжали. Зачастую, подобные машины являются обузой не только для владельцев, и процентная вероятность того, что Вам сообщат номер телефона хозяина достаточно велика.
Увидев же на улице автомобиль со следами запустения (заметный слой пыли на кузове, спущенные колёса, а иногда и завешенные полиэтиленом выбитые стёкла, либо другие следы вандализма) можно поинтересоваться у «аборигенов» его судьбой, либо оставить под дворником записку с номером телефона и кратким изложением серьёзности намерений. В первом случае Вам могут прийти на помощь соседи, которые расценивают старую машину исключительно как занятое парковочное место, во втором — непосредственно сам владелец, если он жив и адекватен (будьте готовы к тому, что Вам могут озвучить цену сравнимую, а то и превышающую среднерыночную за аналогичный экземпляр, либо же вовсе откажут в продаже без видимых на то причин).
От слов к делу
Для успешного старта Вам понадобится сумма около $1000. Это не означает, что она целиком уйдёт на приобретение машины — интересный экземпляр можно найти и за меньшие деньги. Из личного опыта могу отметить, что способность машины самостоятельно передвигаться на момент покупки — далеко не всегда является залогом хорошего технического состояния. Иногда бывает проще и дешевле купить автомобиль не на ходу, постепенно «малой кровью» возвращая его к жизни, чем переплачивать за иллюзию «сел-поехал», грозящую внезапно обернуться реальностью «встал. Приехал…».
Также не следует забывать о том, что торг никто не отменял — иногда владелец и сам рад подвинуться в цене, когда видит и понимает, что за его «хламом» пришёл действительно энтузиаст, а не перекупщик или охотник за ломом чёрных металлов. Главное, опять же, не переусердствовать — у продавца может сложиться впечатление о том, что Вы буквально «влюбились в этот металлолом» и будете готовы приобрести его за любые деньги. Хотя, бывают случаи, когда хозяин неприступен, а машина действительно соответствует заявленной стоимости. Если перед Вами подобный вариант, и располагаемой Вами суммы достаточно — берите, потом не пожалеете.
К примеру, за $200-300 можно приобрести наполовину разобранный автомобиль, чаще всего — с неисправным двигателем и демонтированными деталями «в мешке». Судьба у подобного рода «конструкторов» очень схожа — запланированный ремонт был прерван в самом разгаре, а на его завершение первоначального «запала» оказалось недостаточно… Недостатки, как правило, тоже общие — переделывать чужую работу всегда сложнее, чем начинать её самому. Да и в комплектности машины после посторонней разборки могут возникать некоторые «прогалины»…
Уже за $400-500 можно найти более комплектный неразобранный автомобиль, не на ходу, либо же требующий ремонта. При личном убеждении не покупать машины дороже пяти «портретов Бенджамина Франклина», однажды отошел от сего негласного правила, превысив «лимит» на $100. Однако, за эти деньги получил авто на ходу, с небольшим (около 120 тысяч км за 32 года жизни) пробегом, требующее несрочного ремонта кузова. При этом, машина не выглядела откровенным «ведром с болтами»…
Снова повторюсь, что цены приведены ориентировочно, и могут отличаться на практике в ту или иную сторону. Опять-таки, дело случая и Вашего личного везения…
Ещё один очень важный совет! Если покупка понравившегося Вам автомобиля по каким-либо причинам не состоялась — ни в коем случае не отчаивайтесь! Ещё неизвестно, какие обстоятельства открылись бы при работе над этой машиной. Также не стоит совершать покупку авто «назло» или «ради покупки» — мимолётная радость от приобретения очень быстро угаснет, а желания двигаться к завершению проекта не прибавится… Более того, подобный шаг подобен совместной жизни с нелюбимым человеком, и особенно ярко это ощущается в тот момент, когда на пути встречается более интересная кандидатура на роль обожаемого объекта…
Поучительная история из жизни автонекрофила
Типичный пример — искал пару лет назад товарищу нечто четырёхколёсное, при меньшей стоимости превосходящее по надёжности и комфорту его «жигули», возможно требующее «гаражного рукоприкладства». Рассмотрев несколько кажущихся привлекательными вариантов, я нашёл в сети старое объявление без фото о продаже древней «мазды» с правым рулём, за «трёхзначный» долларовый эквивалент. Воображение почему-то сразу нарисовало картину многотысячного гаражного кооператива на окраине города у железнодорожных путей. Созвонившись наутро с продавцом, я понял из контекста, что видел краем глаза эту машину, да и «покоится» она от меня в очень вменяемой близости.
Предварительный осмотр показал следующую картину — «красотка» уже не первый год без движения, из-за затянувшегося простоя требовала некоторого внимания. При относительной простоте конструкции, «Мазда» была неплохо оснащена — электростеклоподъемники на всех дверях, уютный салон светлых тонов, отделанный натуральным деревом и добротным «в девичестве» велюром, качественная штатная кассетная аудиосистема — для начала восьмидесятых, в целом, достойно. Товарищ сначала проявил к ней интерес, не воплотившийся в итоге в какие-либо конкретные действия… Я же вспомнил об этой машине в канун Нового года, твёрдо решив после праздников «записаться» на более детальное знакомство…
Жена владельца (по совместительству — глава семейства) рассказывала о бесконечной любви к машине, разбавляя монолог обещаниями интересоваться её судьбой после продажи. Попытка запуска январским днём принесла неожиданный результат — после «вскармливания из бутылочки» «Мазда» оживилась, словно крича «я готова и согласна, заберите только!», затем «кашлянула» и заглохла — закончился бензин. Через месяц мои намерения были подкреплены финансами, только продавец (не без участия супруги, конечно же) поставил ультиматум — обязательным условием продажи теперь стало снятие с учёта, сравнимое на тот момент со стоимостью машины. Попытки найти консенсус успехом не увенчались, да и у меня возникли иные обстоятельства, ставившие под сомнение целесообразность покупки. Однако, спустя несколько месяцев, я узнал о том, что кроме меня «маздой» никто более не интересовался, потому решил повторить попытку. Владелец уже не был столь категоричен, вот только деньги, отложенные на приобретение той машины, были давно потрачены. Впрочем, это послужило неплохим стимулом для её заработка. В тот самый момент, когда заветная цель уже виднелась на горизонте, становится известно о том, что машина была продана в другие руки (и что особенно «радовало» — без снятия с учёта).
В середине осени я внезапно стал обладателем другого «четырёхколёсного счастья» — неисправного, разукомплектованного, с «расплывчатой» ситуацией с документами — зато цена позволяла прикрыть глаза на все эти недостатки. Хотя до поездок на данном приобретении было, мягко говоря, очень далеко, вместо сокрушения о казавшимся близким, но упущенном счастье, появился «развивающий конструктор» для рук и свободного времени. Не успев завершить и десятой доли работ по данной машине, я нашёл куда более интересный вариант, способный, как оказалось, быть вполне самодостаточным…
Приобретя это авто, я и думать позабыл о вожделенной «Мазде». Как-то раз, она мне даже повстречалась на дороге, однако, радость от обилия купленных недорого для новой (хотя корректнее прозвучит «для ещё одной») «железной избранницы» запчастей и принадлежностей оказалась сильнее. Посудите сами — будете ли Вы грустить, случайно увидев с другим несостоявшуюся любовь? Особенно, когда у Вас в руках изящный белый халатик в подарочной упаковке, а в голове — твёрдая уверенность в том, насколько ярок и реалистичен будет сценарий вечерней игры «в медсестру»…
Прошло примерно полгода — «конструктор», в силу раскомплектованности, всё также занимал полезную площадь гаража, а ездовая же машина по очень большой человеческой глупости (и предшествовавшей ей невнимательности) удалённо встала на прикол. Как вдруг, в одном из дворов старой части города, я увидел знакомый силуэт — у стены, с подставленным под заднее колесо камнем, понуро стояла… старая знакомая «мазда». В её облике мало что изменилось с момента последней встречи. Разве что ржавые колёсные диски были прикрыты фальшивыми и вульгарными пластиковыми колпаками. По всем приметам было понятно, что новым владельцем она использовалась по излишне прямому назначению — в качестве средства передвижения, без малейших элементов лирики или романтики… В голове невольно мелькнула мысль — что же так привлекало меня в ней, ибо трезвый взгляд менял ситуацию в корне… Вывод из вышеизложенной истории напрашивается сам собою — иллюзия счастья далеко не всегда подразумевает реальное счастье. Да и излишняя поспешность может обернуться в дальнейшем препятствием на пути к нему…
Еще пару важных пунктов о разумном поведении при покупке авто
Немаловажно заранее убедиться в юридической целесообразности покупки — хозяин по техпаспорту должен быть жив и, желательно, здоров. Номерные агрегаты, такие как кузов или рама, а также двигатель, за долгие годы могли подвергаться коррозии или же воздействию человеческого фактора — нерадивым мастерам ничего не стоит случайно уничтожить цифры номера. Для Вас же это может обернуться серьёзными последствиями при переоформлении — вплоть до того, что машина, в итоге, отправится гнить на штрафплощадке. Следовательно, есть смысл убедиться в их читаемости и соответствию записям в документах, во избежание непредвиденных расходов и неприятностей…
Если Вы имеете дело с продавцом, у которого на руках из документов только технический паспорт и генеральная доверенность (с недавних пор, последняя перестала быть обязательным правоустанавливающим документом на управление транспортным средством) — обязательно поинтересуйтесь, есть ли связь с лицом, на которое оформлена машина. Иначе события могут развернуться по драматичному сценарию, в ходе которого Вы можете остаться без автомобиля, а средства, затраченные на его реанимацию, не вернёт никто.